Юзабилити или удобство пользования
Понятие сферы микроэкономики – юзабилити – происходит от английского слова «usability», которое дословно переводится как применимость. Поэтому данным термином определяют удобство того или иного предмета для использования. По сути, определение можно отнести и к другому термину – «эргономичность». Но существуют нюансы, вносящие различия в суть этих слов.
Так, юзабилити – это качественная характеристика, определяющая степень легкости интерфейса для пользователя в процессе использования. Этим же словом называют набор методов, которые помогают улучшить интерфейс в ходе его разработки.
Рассмотрим количественные составляющие юзабилити:
1. Обучаемость: как быстро и с приложением какой доли усилий пользователи могут довести до конца главные задачи, первый раз встретившись с тем или иным интерфейсом;
2. Эффективность: как быстро пользователи выполнят поставленные перед ними задачи после ознакомления с интерфейсом;
3. Запоминаемость: как быстро пользователь сможет активизировать навыки работы с выбранным интерфейсом после возвращения к нему после временного перерыва;
4. Ошибки: будет ли делать ошибки пользователь, если да – сколько, какого уровня и типа; как легко пользователю будет исправлять их;
5. Удовлетворенность: приятно ли пользователю работать с этим интерфейсом?
В Сети юзабилити – это первоочередное условие выживания. Если работа с сайтом затруднена по тем или иным причинам, посетители переходят на другие сайты. Когда главная страница не содержит однозначной информации по поводу специализации компании, а также по поводу полезности данного сайта для пользователя, они также покидают его. Уходят пользователи и тогда, когда обнаруживается запутанность. А еще тогда, когда представленные данные не отвечают на основные вопросы посетителей. Мысль понятна? Посетители, внимательно вникающие в руководство по работе с тем или иным сайтом, а также просиживающие часами за изучением интерфейса сайта – выдумка, но не реальность. Ведь в Сети имеется огромное количество сайтов. Значит, возникающие трудности – простой повод сменить сайт. Тратить время на изучение одного, обладая многими, никто не станет.
Разрабатывая продукты, предназначенные для внутреннего пользования, стоит учесть, что повышение юзабилити вдвое – это деление времени на процесс обучения пользователей на два, а также умножение на два числа действий, которые пользователи могут совершить, например, за час.
Разрабатывая продукты, предназначенные для продажи, учитывать то, что повышение юзабилити вдвое – это умножение предыдущих объемов продаж на два, а также удвоение числа заказов, зарегистрированных пользователей. В целом, это умножение результатов проекта на 2.
Проблемы с юзабилити обнаруживаются путем тестирования нескольких юзеров (достаточно пяти) на мелких тестах. После проведения каждого следует исправлять ошибки. Данный метод именуется методом последовательного дизайна.
Юзабилити – это важная деталь любого этапа работы над проектом. Оценка интерфейса на всех этапах – это то, что настоятельно рекомендуется делать с помощью простых и недорогих тестов. Выглядит это так:
- протестируйте старый дизайн на предмет удачных моментов, которые необходимо усилить в новом дизайне, а также чтобы найти отрицательные моменты, вызывающие у пользователей затруднения разного рода;
- если вы не имеете старого дизайна, изучите проекты конкурентов. Это самый дешевый способ получения сведений о вариантах интерфейса, которые обладают сходной функциональностью;
- проведите хотя бы одно тестирование в реальных условиях. С его помощью можно понять суть работы пользователей с интерфейсом в ситуации рабочего места;
- сделайте прототипы лучших вариантов дизайна на бумаге и проведите испытание их на пользователях. Ведь чем меньше дней уйдет на реализацию какой-либо идеи, тем лучше. Поскольку вносить корректировки в дизайн после проведения тестов придется обязательно;
- выберите самые удачные идеи, отшлифуйте их, идя от схемы на бумаге к детальному дизайну, выполненному на компьютере. Не забывайте тестировать каждый раз внесенные поправки;
- дизайн должен отвечать самым основным требованиям юзабилити;
- после принятия окончательного решения по поводу варианта, проведите еще одно тестирование. Ведь этап реализации сопряжен с мелкими ошибками, исправлять которые нужно в обязательном порядке.
Тестировать дизайн на пользователях нужно не в финале, а периодически в процессе разработки. Поскольку многие обнаруженные ошибки, в таком случае, исправить уже нельзя. Они слишком глубоки и кардинальны. Характер критических ошибок, в большинстве случаев, - структурный. То есть успеха можно будет добиться лишь после переделки всех основ проекта.