Веб 2.0 - приоритеты расставляет аудитория
Основной принцип, положенный в основу рожденных в эру Веба 1.0 гигантов, заключается в том, что они смогли усилить веб-технологии, создав Веб 2.0 коллективным разумом.
Основа веба – ссылки. Когда юзеры работают над созданием сайта или контента, они при помощи других пользователей, которые нашли данный контент и обозначили ссылки, оказываются в структуре веба. Такая схема схожа с процессом формирования в мозге синапсов: ассоциации сохраняются путем частых повторений или сильных эмоций. Именно так нитки связей собираются в целую паутину, благодаря коллективной активности пользователей веб.
Самой первой интернет-компанией, принесший успех, стала Yahoo!. Изначально она появилась как директория ссылок или каталог. Естественно, в итоге кропотливой работы огромного числа пользователей. Сначала тысяч, затем – миллионов. Несмотря на то, что Yahoo! с той поры изменила направление бизнеса, работая над созданием контента различных видов, коллекция, которую собрали юзеры, - ее актив и сегодня.
Поисковая машина Google, быстро ставшая бесспорным лидером в данном рыночном сегменте, базируется на PageRank. Данный метод обеспечивает максимально положительный результат при использовании ссылочной структуры веба. Проиндексированные документы и их характеристики здесь не востребованы.
Еще одним коллективным продуктом является eBay. Данный продукт рос параллельно росту пользовательской активности. Функция компании в данном случае – функция открывателя контекста, который позволяет активности юзеров реализоваться. Одна из главных черт конкурентоспособности eBay – критическая масса покупателей и продавцов.
Аналогичными товарами торгует и Amazon. Они обладают подобными описаниями, редакторским контентом и изображениями, нанесенными на обложку. Но Amazon умеет привлечь юзеров. Ведь огромное число пользовательских обзоров, а также приглашения стать участником сервисной работы, которые есть чуть ли не на каждой странице – бесспорно сильная сторона. К тому же компания пользуется активностью своих пользователей с целью улучшения качества поисковых результатов.
Особенностью эры Веба 2.0, которая получила широкое тиражирование и уважение, стал блог. Личные домашние странички – это то, что находится у корней веба. Ведь от ежедневных колонок или дневников это явление отстает не очень сильно. Так почему столько шума?
По сути, блог – личная страничка, имеющая тот же формат, что и дневник. Но, по замечанию Рика Скрента, хронологическое строение блога – только на первый взгляд кажется пустячным. На самом деле, оно приводит к абсолютно новой цепи. А именно: распространение – продвижение – цена.
Блоги во многом обязаны RSS. Это нововведение играет особую роль в архитектуре веба с того самого времени, как хакеры осознали, что для формирования электронных интерфейсов к базе данных можно использовать CGI. Ведь RSS помогает не только делать ссылку на страницу, но и совершить подписку на нее. То есть всякий раз при изменении страницы получать соответствующее оповещение. Это явление многие именуют «живым вебом».
Сегодня RSS пользуются не только с целью оповещения о появлении в блоге новых записей. Это подходит для всяких разновидностей информационных апдейтов. Не исключая колебаний курсов валют и прогноза погоды. По большому счету, это снова возвращение к старому. Ведь RSS была создана в 1997 году, когда две технологии - Really Simple Syndication от Dave Winer (Дэйва Вайнера) и Rich Site Summary – пересеклись. Первая использовалась для сигнализирования о каждом изменении в блоге. Вторая (от Netscape) помогала формировать произвольные нетскейповские страницы, на которых постоянно обновлялась информация. Когда данная разработка перестала быть актуальной для Netscape, компания Userland – пионер блоггинга, находящаяся под руководством Вайнера, получила ее. Приложения, которые используются сегодня, итог работы обеих компаний.
Кстати, двусторонние ссылки – это цель гипертекстовых систем типа Xanadu, то есть ранних. Пуристы рассматривали появление трекбэков как направление, ведущее к двусторонним ссылкам. Однако трэкбэки не обладали двусторонностью в полном смысле слова. Они более походили на симметричные ссылки односторонние, которые способны создавать эффект ссылок двусторонних. На первый взгляд, разница не очень значительная. Но дело показывает, что социальные сети (например, LinkedIn, Friendster или Orkut), которым необходимо подтверждение получателя, чтобы осуществить соединение, чувствуют недостаток масштабирования. Катерина Фэйк – одна из основателей Flickr, говорит о том, что внимание бывает взаимным крайне редко. Ясности ради скажем: Flickr делает возможным для пользователей создание набора просмотров. То есть, каждый юзер имеет возможность следить за фотопотоком других юзеров через RSS. Тот, на кого направлено внимание, знает об этом, но его разрешение для формирования потока получать не нужно.
Основная часть Веба 2.0, в качестве которой рассматривается коллективный разум, делает веб аналогичным мировому мозгу, но внутренним его голосом является блогосфера. Если он даже не относится к подсознанию, то аналогом мышления является точно.
Всплеск блогосферы – отражения мыслей людей – вызван следующим:
1. поскольку поисковые машины ищут страницы при помощи структуры ссылок, блоггеры (как создатели самых востребованных ссылок) начали оказывать негативное влияние на результаты поиска.
2. высокая ссылочность характерна для сообщества блоггеров, поэтому заметность страниц стала еще более явной.
Личные блоги рассматриваются как конкуренты для медиасайтов, имеющих старый формат. Однако соперничают они не с тем или иным отдельно взятым блогом, а с целой блогосферой. То есть, это конкуренция бизнес-моделей, а не сайтов.
Поэтому мир Веба 2.0 – это тот мир, где приоритеты расставляет аудитория. Именно она решает, что важно, а что нет.